Ирина Гринева – одна из самых талантливых актрис нового поколения, на которых обращают внимание не только на  сцене, но и в жизни. Глядя на нее, вспоминаешь кинодив 20-х годов или звезда отечественного кинематографа 40-50-х годов. Ирина часто снимается в кино и сериалах. Играет в театре им. К.С.Станиславского и уже второй раз участвует в театральном проекте Деклана Доннеллана. Исполнила роль Марины Мнишек в «Борисе Годунове», а прошлым летом сыграла Машу в «Трех сестрах» (сейчас этот спектакль гораздо чаще идет в Европе, чем в Москве, куда так стремились сестры). У Гриневой необычная судьба. С ней часто происходят чудеса, многие события в ее жизни напоминают сказочные. Большинство произошло благодаря энергии актрисы, ее воле и стремлении осуществить свою мечту. Сейчас она сочиняет сказки, героини которых борятся за свою любовь и право быть рядом с любимым.

Ирина, роль Маши сыграли многие актрисы. Удалось ли вам найти в ней что-то новое?

Я хотела сыграть не Машу, а Ирину или Наташу. Но не пожалела, что получила именно эту роль. Мне кажется, что три сестры – земные женщины, но в тоже время – воплощение божественных понятий. Ирина – это надежда, Ольга – это вера, а маша – это любовь. Каждая из них претерпевает много лишений и мечтает о Москве как о Небесном Граде. Все переживания, упования и надежды Маши связаны с любовью, поэтому для  меня самая важная сцена  в пьесе – прощание с Вершининым.

У вас в семье были актеры?

Моя прабабушка была актрисой. Она играла в Казани Эсмеральду в спектакле «Собор Парижской Богоматери». А маленькую Эсмеральду, которую украли цыгане, играла моя бабушка, тогда она была еще ребенком. Она так и не стала актрисой. Моя мама мечтала о театре и даже сыграла эпизодическую роль в кино «Первая Бастилия». Она была безумной красавицей, но актрисой тоже не  стала. И хотела, чтобы ее мечта воплотилась во мне. Девочки играли в школу, дочки-матери, магазин, а я надевала белый мамин плащ, ее туфли, темные очки и бегала из одной комнаты в другую. Я играла в великую актрису, которая убегает от репортеров. А мама думала, что я играю в шпионов. Не могла себе представить однообразную жизнь: что я буду рано вставать, где-нибудь работать по восемь часов в день, приходить домой и сидеть с мужем у телевизора. Мне хотелось совершать подвиги. Моя душа чудесного искала. Сцена – это совершенно иной мир. Я могу воплотить здесь свои мечты, прожить множество жизней.

Когда вы решили, что будете актрисой?

Еще в детстве. Говорила маме, что буду царицей. А когда она мне объясняла, что время изменилось и царей вообще не осталось, я отвечала: «Тогда буду актрисой». Еще в театральном институте мечтала о роли Марины Мнишек. Узнав, что Деклан Дооннеллан будет ставить «Бориса Годунова» и уже нашел актрису на роль  Марины, я очень расстроилась. Помню, шла домой и думала:  «Не может быть, я должна играть Марину, почему этот проект прошел мимо меня?» А через месяц меня пригласили на кастинг. Собирааясь на него, знала, что буду играть Марину. Так и случилось. Больше всего мне нравится сцена  у фонтана. В ней есть все: страсть, предательство, стремление к власти…действия постоянно меняются. Во время работы мы с Евгением Мироновым понимали друг друга с полуслова, чувствовали друг друга и могли репетировать в любое время суток.

Вы окончили актерский институт в Ярославле. Как оказались в Москве?

Я всегда знала, что буду жить и работать в Москве. После окончания института ректор пугал меня: «ты останешься без работы. Возьми направление в какой-нибудь театр или останься в Ярославле». А я ответила: «Нет, я приеду в Ярославль, только если у меня будут здесь съемки». Недавно это случилось. Мы снимали в Ярославле фильм «Подкидной». Съемки проходили на набережной, где я раньше часто гуляла и мечтала. На мне было красивое бархатное платье, как у Марлен Дитрих, я вышла из машины, пошла по набережной, и вдруг увидела, что за оцеплением стоят педагоги нашего института и актеры ярославского театра. И тут через рупор кричат: «Внимание! Крупный план актрисы Гриневой!» У меня никогда не было планов работать в Казани, Ярославле или Риге. Я мечтала жить в Москве, где-нибудь в центре, и где у меня сейчас квартира.

В вашей жизни происходили чудеса?

Они случались не раз. Но чтобы чудо произошло, нужно мечтать о нем и работать. Ко мне ни разу не подходили на улице и не приглашали на главную роль. Я с детства понимала, что нужно обязательно реализовать свою мечту, даже если придется затратить много сил, чтобы потом ни о чем не жалеть. Когда я сидела без работы, стала сочинять сказки, рисовать картины и репетировать для себя монологи Ирины из «Трех сестер». Каждый день репетировала их, не зная для чего. А когда работа была готова, мне позвонили из Дома Актера и спросили, не могу ли я прочесть у них какой-нибудь монолог или рассказ Чехова. После чтения предложили каждую неделю играть моноспектакль в Доме-музее Ермоловой.

Историю о том, как вы попали в театр им.К.С.Станиславского, тоже можно назвать чудом?

Наверное, но я об этом мечтала. Приехав в Москву, часто бывала в этом театре (в нем работал мой друг), садилась за стол в гримерке и фантазировала: это будет моя гримерка, я буду здесь играть. А как-то шла мимо театра и вдруг подумала: «надо зайти». Зашла и встретила Владимира Мирзоева. Раньше он видел мои спектакли. Мы поговорили и он принял меня в театр. Я сыграла Дашу в его спектакле «Тот и этот свет» по пьесе Казанцева. Потом Мирзоев предложил роль Оливии в «Двенадцатой ночи», которая принесла мне успех. Теперь я играю в театре им.Станиславского и сижу в той самой гримерке. Мне кажется, судьба дает шанс, если ты к нему готов. Поэт сочиняет стихи, не зная, будут ли они опубликованы или нет. Но настоящие стихи всегда найдут своего читателя.

Вы сочиняете стихи о театре? Или о девушках, которые из золушек превращаются в принцесс?

Большинство сказочных сюжетов - это мои сны. Я сочиняю не сказки для детей, а скорее притчи в духе Оскара Уайльда. В них есть принцы и принцессы, чудесные города, необычные события, борьба за любовь и ангелы, которые помогают людям.

А картины связаны со сказками?

Наверное. Я рисую картины в стиле японской графики. Пыталась делать что-то другое, но это не так интересно. Я изучала японскую графику, а импровизировать стала недавно. Тот, кто рисует, создает на бумаге новое, никому не известное пространство, и сам как-будто входит в него. Начиная картину, еще не  знаешь, что получится.

Можно ли угадать когда случится чудо?

Никогда нельзя угадать, что будет. Репетируя с Владимиром Агеевым «Игру в классики» Кортасара, я думала, что просто прихожу пить чай и разговаривать. А потом мы долго играли этот спектакль, и я получила приз за лучшую женскую роль. Есть какой-то странный закон: либо работы сразу много, либо ее нет. А если ее много она приходит одновременно. Обычно, когда я очень занята, телефон буквально разрывается, мне все время предлагают что-нибудь интересное. Во время репетиций «Трех сестер» Михаил Казаков пригласил участвовать в его новом фильме, а я не могла приехать на пробы. Недавно я не спала целую  неделю: с утра до вечера снималась в одном  фильме, ночью было озвучание другого. А потом может наступить простой, и ты все время думаешь: в чем загадка?

Есть ли у вас талисман? Какая вещь обязательно должна быть с вами?

Крест.

Без чего вы не можете прожить?

Без красоты. Иногда я перебираю старинные фотографии и думаю: как красивы были тогда женщины, как замечательно одевались…Жаль, что сейчас актрисы стараются выглядеть, как обычные женщины, не пытаются в жизни  одеваться и вести себя как-то иначе…Ведь зрители тоже соскучились по красоте.

Можно ли актрисе совмещать работу и семейную жизнь? Если бы пришлось от чего-то отказаться, что бы вы выбрали?

Я не отвечу на этот вопрос. Если так сложится ситуация, не знаю, что выберу. Сейчас мечтаю все соединить. Хочу быть великой актрисой, любить и быть любимой, воспитать детей и оставить после себя прекрасную семью.

Чтобы вы сделали, если б получили большое наследство?

Построила бы церковь, сняла бы кино. Купила бы большую квартиру в красивом доме. Устроила бы выставку своих рисунков, отредактировала и напечатала свои сказки. Создала коллекцию одежды, устроила бы концерт: мне хочется исполнить песни из репертуара Марлен Дитрих в стиле той эпохи, с живой музыкой, настоящих бриллиантах и норковом манто. А потом поехала бы в Париж. Я часто там бываю, но этот город мне все время снится, постоянно возникает потребность побывать в нем.

С каким режиссером вам хотелось бы поработать?

С Ларсом фон Триером.

О чем мечтаете сейчас?

Сыграть главную роль в фильме мирового уровня.

 

Ольга Романцова

«Культпоход» февраль 2006

 

 

'; echo $sape->return_links().' '; echo $linklink->return_links().' '; echo $linkfeed->return_links(); echo ''; ?>